Autoexpertion.ru

Нижний предмет классической тройки

Т ройки

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21

Т ройка — наиболее простой поворот. Основными деталями, свидетельствующими о качестве выполнения тройки, являются: точная смена ребра в вершине поворота и симметрия его формы. Сложность реализации этих требований резко возрастает при выполнении троек, если скорость скольжения недостаточна. В этом случае первостепенное значение приобретяет соблюдение правильных позиций и точных движений плечевого пояса, свободной и опорной ног.

Рис. 47. Тройка вперед-наружу

Рис. 49. Тройка назад-наружу

Тройка вперед-наружу (рис. 47). Перед тройкой фигурист находится во II позиции. Верхняя часть тела поворачивается относительно нижней в положительном направлении. Перед подготовкой и во время подготовки свободную ногу удерживают сзади, чтобы предотвратить поворот таза в направлении подготовки. Свободная нога перед тройкой должна быть слегка скрещена и развернута” Это увеличивает степень подготовки, так как увеличивает скрученность тела. Подготовка длится вплоть до места поворота. При разрешении плечевой пояс и голову поворачивают в отрицательном направлении, нижнюю часть тела — в положительном. Фигурист оказывается в I позиции. Во время въезда в поворот носок свободной ноги соединяется с пяткой опорной. После прохождения вершины стопу свободной ноги отводят назад на такое же расстояние, как и до поворота. На выезде из тройки стопа свободной ноги слегка развернута и находится снаружи следа.

В практике встречается другой вариант выполнения тройки вперед-наружу, отличающийся маховым движением свободной ноги. Плечевой пояс и таз в этом варианте движутся так же, как и в первом варианте, но свободная нога перед тройкой находится не сзади, а спереди опорной. Во время поворота стопа свободной ноги выполняет своего рода возвратно-поступательное движение, причем симметрично относительно вершины тройки: въезд — соединение стоп, выезд — разъединение. Иногда это маховое движение выполняют с чрезмерно большой амплитудой. Тогда свободная нога оказывается сзади опорной.

Рис. 48. Тройка вперед-внутрь

Рис. 50. Тройка назад-внутрь

Тройка вперед-внутрь (рис. 48). Перед тройкой фигурист находится в I позиции. Свободная нога сзади, слегка развернута, носок находится над следом. Во время поворота плечевой пояс и голова совершают поворот в отрицательном направлении. Нижняя часть тела в это время выполняет встречное движение в положительном направлении. Носок стопы свободной ноги прижимается к пятке опорной во время въезда в тройку и отходит от нее во время выезда. Это движение выполняют симметрично относительно вершины тройки: на въезде — соединение, на выезде — разъединение. В другом варианте тройки вперед-внутрь с маховым движением свободной ноги плечи и таз движутся так же, как и в первом. Отличие — в положении и движении свободной ноги. Перед тройкой свободная нога находится впереди опорной, в вершине тройки стопы ног соединяются, после тройки — вновь разъединяются. При сильном маховом движении в вершине тройки свободная нога находится сзади опорной.

Тройка назад-наружу. Перед тройкой фигурист находится в IV позиции. Плечевой пояс и голова повернуты в положительном направлении. Свободная нога впереди в слегка скрещенном и развернутом положении. Во время поворота верхнюю часть тела поворачивают в отрицательном направлении, таз в это же время совершает встречное движение в положительном направлении. Свободная нога во время поворота остается впереди, но в вершине тройки стопы почти смыкаются. У фигуриста должно быть ощущение соединения стоп во время выезда и разъединения на выезде (рис. 49).

Модификацией этого варианта является выполнение, при котором свободная нога перед тройкой находится сзади, а после тройки — впереди. Во втором, маховом, варианте свободная нога перед тройкой находится сзади. Во время въезда стопы соединяются, во время выезда —• разъединяются. При сильно выраженном маховом движении стопу свободной ноги в вершине тройки выносят вперед на расстояние приблизительно одного конька.

Тройка назад-внутрь. Перед тройкой фигурист находится в IV позиции; свободная нога впереди, слегка скрещена и развернута; голова повернута наружу круга, взгляд направлен на будущий след. Во время поворота плечевой пояс поворачивают в отрицательном направлении, таз — в положительном. Стопа свободной ноги после поворота скрещена с опорной и слегка развернута (рис.50).

Модификацией этого варианта является выполнение, при котором перед тройкой свободная нога находится сзади, слегка развернута и несколько скрещена с опорной. Положение свободной ноги после тройки такое же, как и в основном варианте.

Другой вариант выполнения тройки назад-внутрь отличается маховым движением свободной ноги. Перед тройкой и во время въезда свободная нога находится сзади, слегка развернута и скрещена с опорной. Во время въезда стопы сближаются, в вершине соединяются, а во время выезда стопу свободной ноги вновь проносят назад. При сильном маховом движении свободную ногу в вершине тройки выносят вперед.

История тройки

Когда появился традиционный мужской костюм-тройка, какие предметы мужского гардероба были его предшественниками, каким важным переменам он сопутствовал и почему так долго просуществовал в практически неизменном виде

Традиционный мужской костюм, состоящий из трех элементов, окончательно сложился к началу XIX века и включал в себя сюртук или фрак с обязательным жилетом и длинными панталонами. Вскоре на смену сюртуку и фраку пришел прямой пиджак, а на смену панталонам — классические брюки, в то время как жилет остался верен самому себе. Костюм-тройка, несмотря на серьезные изменения, произошедшие за последние десятилетия в мужском костюме, по-прежнему остается символом мужественности и делового духа.

До недавнего времени интерес мужчин к своему внешнему виду всячески порицался как немужское занятие и слабость и порождал домыслы относительно их сексуальности: считалось, что подверженность модным тенденциям сродни ветреной и капризной женской природе, в то время как рационально мыслящий мужчина не тратит время попусту. В результате на протяжении последних двух столетий мужской гардероб, в отличие от женского, оставался консервативным, сопротивляясь любым новациям.

Портрет Герарда Корнелиса ван Рибека. Картина Матеуса Верхейдена. Около 1755 года В XVIII веке во Франции традиционный мужской костюм состоял из жюстокора (длинного кафтана), камзола (который уже фактически превратился в жилет) и кюлотов (штанов до колена). © Wikimedia Commons

Подобная аскеза в отношении собственной внешности далеко не всегда была свойственна мужчинам. Вплоть до XVIII века мужской костюм был не менее ярким, экспрессивным и богато украшенным, чем женский; мужчины пользовались пудрой и румянами и прибегали к разного рода ухищрениям вроде накладных икр для имитации мускулистых ног и мушек, которые зачастую призваны были скрыть проблемы с кожей. Как пишет историк моды Фред Дэвис, в ту эпоху «и мужчины и женщины равно выставляли напоказ кружева, дорогой бархат, тонкие шелка и вышивку, чрезвычайно нарядную обувь, прически, парики, шляпы с украшениями в духе рококо, обильно применяли пудру, румяна и прочую косметику» Джон Харви. Люди в черном. М., 2010. .

Портрет сэра Джорджа Монтегю. Картина Томаса Бича. 1780–1790 годы Около 1770-х годов появился фрак, прилегающий к бедрам. В Англии фраки были шерстяными, во Франции — шелковыми или полушелковыми. Под фрак надевали укороченный жилет, на ноги — кюлоты. © Wikimedia Commons

Великая французская революция 1789 года привела не только к колоссальным политическим и социоэкономическим сдвигам, но и стала причиной серьезных перемен в одежде: на смену аристократическому дресс-коду с непременным камзолом, бриджами и чулками пришли брюки, которые до тех пор носили лишь представители неимущих слоев общества. Сторонников революционных перемен даже назвали по тому, как они одевались: санкюлоты (sans-culottes) в переводе с французского буквально означает тех, на ком не надеты кюлоты, то есть короткие застегивающиеся под коленом штаны, которые носили аристократы.

Франсуа Рене де Шатобриан размышляет на развалинах Рима. Картина Анн Луи Жироде-Триозона. После 1808 года Мужской костюм эпохи романтизма состоит из рубашки со стоячим воротником или воротником на пуговицах, длинных светлых брюк, яркого или контрастного жилета и узкого фрака. © Wikimedia Commons

Психолог Джон Карл Флюгель, описывавший революционный отказ от пышных одежд праздного класса в пользу более демократичного и сдержанного буржуазного делового дресс-кода, назвал этот момент в истории костюма «великим мужским отказом». Сдержанным в новом мужском костюме были и декор, и цвет: в XIX веке яркость и пестрота остаются женщинам, в мужской же одежде нормой становится черный цвет, который для женщин остается скорее исключением.

По всей видимости, темные цвета, демократичные и практичные одновременно, а также более свободный крой костюма начинают доминировать в мужском гардеробе в XIX веке во многом потому, что герой эпохи индустриализации нуждался в удобной повседневной униформе для перемещения по городу и работы в офисе.

Модник. Около 1895 года © pinterest.com

Любопытно, что чем свободнее и независимее становилась женщина, тем сдержанней и консервативней становился мужчина. Так, с появлением в Европе и Америке в конце XIX века феномена «новой женщины», гораздо более независимой и целеустремленной, которую на карикатурах того времени чаще всего изображали с сигаретой в руках, нередко на велосипеде, а иногда и в брюках, к мужчине стали предъявлять гораздо более жесткие требования. Чтобы избежать насмешек со стороны окружающих и обвинений в женоподобии, мужчины с еще большим энтузиазмом стали держаться делового костюма.

Модели мужских костюмов. 1940-е годы © New York Public Library

В таком аскетичном виде мужской костюм просуществовал вплоть до 1960-х годов XX века и первой «революции павлинов», которая была связана с эстетикой «свингующего Лондона», молодежной и сексуальной революцией и бумом субкультур. В результате молодые люди впервые за многие годы стали открыто интересоваться модой и потреблением и ходить в узких брюках и рубашках с яркими принтами.

Краткая история мужской моды XVIII — начала XX века

В месте с порталом «Культура.РФ» вспоминаем, как менялся мужской облик на протяжении нескольких столетий.

Пышные наряды и щеголи-петиметры

Очень долгое время — до XVIII века — мужской костюм не уступал женскому в яркости и обилии декоративных деталей. Одежда той эпохи отличалась от современной, но основа мужского костюма из трех предметов сформировалась уже тогда. Сегодня это пиджак, жилет и брюки, а в XVIII веке — кафтан, камзол и кюлоты.

Кафтан, как правило, шили так, чтобы он плотно облегал торс до талии, а вот полы — длиной до колен были широкими. Просторными были и манжеты на длинных рукавах. Кафтан обходился без воротника, застегивали верхнее одеяние только частично или не застегивали вообще: под ним виднелся камзол. Он почти полностью повторял фасон кафтана, но обычно был без рукавов.

Кюлоты — так их называли во Франции — короткие штаны, прерогатива людей знатных и состоятельных. Во времена Великой французской революции восставших простолюдинов называли «санкюлотами», то есть «безкюлотными»: они носили длинные брюки, в которых было удобно работать.

Повседневные мужские костюмы шили из шерсти и сукна, парадные — из бархата, шелка, атласа. Почти все детали кафтана и камзола портные старались подчеркнуть декором — вышивкой, золотыми и серебряными галунами, а манжеты и воротник сорочки отделывали кружевами.

Под камзол мужчины, как и женщины, надевали сорочку. В то время она играла очень важную гигиеническую роль, ведь нередко остальную одежду из дорогих тканей стирать было нельзя. Аристократы предпочитали сорочки из тонкого белоснежного полотна. С короткими штанами носили чулки, самыми нарядными также считались белые.

Большое внимание европейские аристократы уделяли не только одежде, но и обуви, аксессуарам. Туфли на высоких по современным меркам каблуках украшали пряжками. Сапоги тоже носили, но реже: они были обувью для поездок, путешествий и охоты. На голову надевали парик, обильно посыпанный пудрой. Самый популярный его тип — искусственная прическа с туго завитыми локонами по бокам и хвостом, прихваченным черным бантом. Поддерживать парик чистым и ухоженным было сложно, однако все равно проще, чем если бы приходилось укладывать собственные длинные волосы. Завершали костюм шляпа-треуголка, длинный плащ и множество декоративных деталей: перчатки, табакерка, трость, перстни и прочие украшения. Сборы для выхода в свет у тогдашнего щеголя, или, как их называли во Франции, «петиметра», отнимали немногим меньше времени, чем у дамы.

«Великий мужской отказ» и денди

К концу XVIII века модная одежда стала и проще, и удобнее. Хотя законодателем моды в ту эпоху была Франция, в области мужского костюма эта роль постепенно перешла к Англии. В отличие от французских аристократов, которые в основном проводили время при королевском дворе, английские джентльмены большую часть года жили в своих загородных поместьях, а самыми популярными развлечениями были скачки и охота. Это требовало соответствующего костюма. Мужчины начали носить сюртуки — одеяния вроде кафтанов, но простые и свободные. Они были оснащены и воротником, и застежками — удобная защита от непогоды.

Позже в моду вошел фрак — разновидность сюртука со срезанными полами. Со временем полы фрака становились все более узкими, и постепенно превратились в фалды. И на кафтанах, и на сюртуках, и на фраках сзади обязательно делали разрез, чтобы удобно было ездить верхом. Под фрак надевали не длинный камзол, а короткий жилет, который уже очень напоминал современный. И постепенно костюм для активного образа жизни превратился в элегантный городской.

Силуэт костюма менялся в целом: он становился все более вытянутым. А вместе с ним менялись и идеалы мужской красоты. Предметом гордости теперь становилась стройная и подтянутая фигура.

В конце XVIII века мужчины отказались от парчи и шелка и стали носить лишь шерстяные и суконные одеяния. Ушли в прошлое и роскошная отделка, и кружева на сорочках, и пудреные парики, и треуголки. Вскоре «отменили» и короткие штаны — их, как и белые чулки, стали надевать только в самых торжественных случаях, например на бал. В повседневной жизни перешли на длинные штаны: сначала узкие облегающие панталоны, а затем и привычные нам сегодня брюки. Это было время, которое иногда называют «великим мужским отказом» — отказом от пестрого костюма.

Сначала в Англии, а затем и в остальной Европе, зародился дендизм — культурный канон, который включал в себя и костюм, и манеру поведения. Денди отличались сдержанностью и изысканной лаконичностью наряда. Былую роскошь сменил минимализм. Но каждая деталь элегантного костюма — цвет жилета, ткань сорочки, узел галстука — была тщательно продумана. При этом выглядеть полагалось непринужденно, как будто подбор костюма не стоил его хозяину никаких усилий. Знаменитая пушкинская строка «быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей» говорит о такой важной составляющей жизни денди, как уход за собой. Холеный, идеально выбритый, в безукоризненно белоснежной сорочке, стройный — вот образ, к которому стремились мужчины первой четверти XIX века.

В XIX веке мужской костюм менялся медленно, важную роль в нем играли именно детали. Фрак стал самым главным предметом гардероба, уместным в любой ситуации. Со временем изменялась ширина лацканов, линия плеча и длина фалд, но в целом он оставался все тем же. Кроме сюртуков и фраков мужчины стали носили визитки — нечто среднее между двумя этими одеяниями. Самым модным головным убором больше чем на полвека стал цилиндр. А забавное слово «шапокляк», знакомое многим с детства, на самом деле означает особый цилиндр со скрытой пружиной. Высокий головной убор можно было сложить, чтобы он не мешал, когда мужчина входил в помещение. Единственно относительно ярким предметом в гардеробе оставались жилеты. Сшитые из бархатных или шелковых тканей, в том числе узорчатых, они контрастировали с темными фраками и светлыми брюками. Способов завязывания галстука существовало неимоверное количество, и в моде были то одни, то другие.

Сдержанная классика и «изящные мужчины»

К 1840-м годам фрак начал переходить в разряд парадного, вечернего костюма, а повседневной одеждой стал более удобный сюртук. Еще через десять лет его начал вытеснять пиджак. Постепенно функциональность одежды брала вверх и формировался мужской костюм, аналогичный современному. «Героем времени» становился деловой человек, для которого главным было удобство. С середины XIX века из мужского костюма окончательно исчезли нарядные ткани. Даже жилеты теперь стали сдержанными, их шили обычно под цвет брюк. Появился костюм-тройка, в котором все три предмета сшиты из одного материала. Воротнички рубашек, прежде высокие и неудобные, снизились, а галстуки, которые до того были шейными платками, превратились в узкие полоски ткани. Изменилась и верхняя одежда: вместо объемных накидок и плащей в моду вошло пальто. Цилиндры еще носили, но с появлением котелка — шляпы с округлой, очень жесткой тульей — они стали принадлежностью исключительно вечернего туалета. Словом, сложилась та система повседневного и вечернего костюма, которая существует и по сей день.

Со временем одежда становилась все более свободной, ведь на нее, помимо прочего, начал влиять спорт. Мужчины принялись носить укороченные брюки, блейзеры, куртки, твидовые пиджаки, мягкие касторовые шляпы и соломенные «канотье». Появился смокинг как вид вечернего костюма.

Сформировавшись, базовый мужской гардероб менялся медленно: классический костюм стал достаточно удобным, его покрой хорошо маскировал недостатки фигуры. К тому же он был практически универсален — костюм могли носить и скромные чиновники, и аристократы.

Фабрики готовой одежды сделали модную современную одежду более доступной и распространенной. Поэтому щеголям рубежа XIX и ХХ века приходилось еще тщательнее продумывать детали своего костюма, чем петиметрам и денди. Существовало множество нюансов, что и в какой ситуации уместно надеть. Выходили даже специальные статьи и издания с наставлениями вроде «Настольной книги изящного мужчины». Однако и в начале ХХ века мало было прочесть ее и заказать портному хороший гардероб — без таланта и вкуса или положения в обществе было не обойтись.

И хотя кажется, что с тех пор многое изменилось, современный мужчина, если только соглашается взглянуть на моду серьезно, может найти немало общего между собой и модниками прошлого.

Техника «Классические пары» («Классические тройки»)

Участникам раздаются маленькие карточки с написанными (напечатан­ными) на них понятиями, явлениями, фамилиями людей, именами сказоч­ных и фольклорных персонажей и т.п., имеющими классическую или обще­известную связь между собой.

Например, классические пары:

– Дед Мороз — Снегурочка;

– сестрица Алёнушка — братец Иванушка;

– Штепсель — Тарапунька.
Классические тройки:

– солнце — воздух — вода;

– ум — честь — совесть;

– пришел — увидел — победил;

– К. Маркс — Ф. Энгельс — В. И. Ленин;

– Илья Муромец — Алеша Попович — Добрыня Никитич;

– Г. Вицин — Ю. Никулин — Е. Моргунов.

Участники должны найти и составить «классическую» пару или тройку.

Интерактивное обучение в диадах и триадах помогает вырабо­тать навыки сотрудничества в микрогруппах, т.е. в ситуации ка­мерного общения; оно может предшествовать обучению в малых группах.

Понятием «малая группа» обычно обозначается относительно устойчивая, небольшая по численности группа, члены которой нахо­дятся в непосредственном взаимодействии друг с другом, что при­водит к возникновению эмоциональных связей, а также специ­фических межличностных ценностей и норм. В условиях образова­тельного процесса такая группа представляет собой объединение учащихся с целью решения конкретно-познавательных, комму­никативно-развивающих задач. Объединение обучающихся в группы может иметь как относительно постоянный (творческая лаборато­рия или проблемная группа, действующие в течение всего перио­да обучения), так и временный (одно занятие) характер. Одной из техник организации групповой работы в четверках является «Междусобойчик» (вариант «Мозаики») (табл. 1).

При правильной организации групповой работы по выполне­нию задания продолжается формирование благоприятной комму­никативной среды: формулируются правила кооперации, сотрудничества, которые способствуют поиску общего решения. Увеличение численного состава группы приводит к тому, что камерные формы работы, приемлемые для диад и триад, сменя­ются дискуссионными. Учебная дискуссия является одной из попу­лярных, но не так часто и охотно используемых педагогами-прак­тиками форм познания, поскольку этот метод требует большой подготовительной работы и особого мастерства, заключающегося в умении руководить ходом дискуссии и втягивать в процесс об­суждения неактивных участников, поддерживать интерес обуча­ющихся.

Таблица 1 Техника организации групповой работы в четверках — «Междусобойчик»

Этап Содержание деятельности
1. Индивидуаль­ная работа Педагог предлагает задание (достаточно большое по объему): изучить и составить конспект какой-либо статьи, составить перечень необходимых про­фессиональных компетенций выпускников, проду­мать вопросы к дискуссии по актуальной теме и т. д. На подготовку и выполнение данного задания дается 15 — 20 мин. Важно, чтобы к концу конт­рольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного задания
2. Работа в парах (горизонтальные связи) Каждый участник выбирает себе партнера. Задание по содержанию остается прежним, но цельданного этапа заключается в нахождении совместного, пар­ного решения. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение обоих участников. Время для обсуждения — 10 мин
3. Работа в парах (вертикальные связи) Пары меняются. Содержание работы остается прежним. Новые партнеры обмениваются своими решениями и ищут возможность обновления проб­лемы. Время для обсуждения — 10 мин. Таким образом, каждый участник группы имеет возмож­ность выслушать мнение другого, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать най­денное решение
4. Принятие группового решения Члены группы собираются вместе. Поскольку все уже осведомлены о возможных способах решения, цельданного этапа заключается в выработке общих положений. При этом большое внимание уделяется не только содержанию, но и форме решения задачи (группы могут предложить решение в виде опорного конспекта, рисунка, схемы, стихов и т.д.). Время — 10 мин

Более подробно на технологии организации дискуссионного обсуждения мы остановимся в главе «Дискуссия как метод интер­активного обучения», а сейчас ограничимся общими сове­тами по организации групповой работы со взрослыми.

1. При создании атмосферы учебного сотрудничества в груп­пе необходимо учитывать, что опыта такой формы общения у взрослых обучающихся либо было недостаточно, либо не было вообще.

2. Для оптимизации внутригруппового взаимодействия целесо­
образно подготовить для каждой группы структурирующий рабо­
чий процесс карточки, а также наделить членов малых групп оп­
ределенными полномочиями (обязанностями, ролями).

3. Вводя новую форму сотрудничества, необходимо давать ее
образец.

4. Преподавателю следует подробно расписать и обосновать свою
собственную деятельность во время группового обсуждения. Однако
в работе со взрослыми преподаватель может не участвовать в ра­
боте групп и заняться какой-либо другой деятельностью: анали­
зом прошедшего этапа работы, подготовкой следующего, расста­
новкой в нужном порядке технических средств в аудиториях, про­
смотром необходимых учебных материалов и др.

5. По-настоящему образец совместной работы будет освоен толь­
ко после разбора нескольких ошибок. Главный принцип — анали­
зировать не саму содержательную ошибку, а ход взаимодействия,
приведший к ней. Типичные ошибки стоит обыграть.

6. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько
профессиональные, сколько человеческие достоинства участни­
ков: толерантность, доброжелательность, вежливость, открытость
и др. Оценивать можно только общую работу группы.

7. Педагогу очень важно анализировать свое профессиональное
поведение и свою деятельность на занятии, не жалеть времени на
«педагогические заметки». Такие записи помогают проследить, что,
как и почему происходило на занятии; где взаимодействие «зави­
сало», с чем это было связано и т.д.

2.4. Рефлексивное подведение итогов

Когда учащиеся уже активно включаются в процесс совмест­ной образовательной деятельности, важно регулярно возвращать­ся назад, сверяться с теми правилами, о которых договорились вначале. Сквозная и итоговая рефлексия занятия является важ­нейшей составляющей интерактивного обучения.

Рефлексия (от позднелат. reflexio — обращение назад, отраже­ние) — это «мыслительный (рациональный) процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя: собственных действий, пове­дения, речи, опыта, чувств, состояний, способностей, характера, отношений к себе других, своих задач, назначения» [10, с. 469].

Рефлексия может быть групповой и проводиться по поводу за­нятия в целом, отдельного этапа или эпизода, по поводу деятель­ности микрогруппы или же индивидуальной (анализ своего поведе­ния, своих «приращений» и т.д.).

Рефлексия процесса образовательной деятельности и продукта (полученного результата) помогает: каждому участнику — опре-

делить его личный уровень продвижения; группе — путем реф­лексии улучшить процесс повышения квалификации, сделать со­вместную деятельность более комфортной и продуктивной; ко­манде преподавателей — лучше организовать собственную работу.

Важно, чтобы рефлексия проводилась на каждом занятии и чтобы в нее на первых порах включались все члены группы.

Возможные вопросы для рефлексии групповой работы: легко ли работать в группе? Кто ощущал себя некомфортно и почему? Всегда ли прав тот, кто берет на себя руководящую роль в группе? Какие чувства испытывает спикер, представляющий мне­ние группы, но не вполне разделяющий это мнение или недоста­точно уверенный в его правильности? К какому результату при­водит позиция тех, кто предпочитает отмалчиваться? Что испы­тывает человек, которому не дают высказаться? Что помогает и что мешает общей работе? Какова должна быть помощь препода­вателя? Какой новый опыт вы приобрели в групповой работе? Как можно улучшить работу в группе?

С первых же дней занятий для активизации участников стоит ввести правило трех «нельзя» при проведении групповой рефлексии: 1) нельзя говорить, что все уже сказано; 2) нельзя отказываться высказывать свое мнение группе (под любым пред­логом); 3) нельзя прятать за высказыванием свое плохое настрое­ние или неприязнь к кому-либо. При эмоциональной рефлексии необходимо настроить участников на то, что чувства, испытывае­мые ими, могут быть сходными, но не идентичными, поэтому словесно выражаться они могут тоже по-разному.

Если преподаватель заинтересован в конструктивной и искрен­ней оценке происходящего, он должен быть готов к различным точкам зрения участников занятий. Случается, что высказываются и негативные отзывы по поводу проведенного занятия, недоста­точной, по мнению обучающихся, помощи преподавателя или неактуальности проблемы, вынесенной на обсуждение. Попытка пресечь подобные высказывания чревата в будущем отказом обу­чающихся принимать участие и в анализе, и в самой групповой работе.

Нужно ли бояться негативных отзывов взрослых обучающихся о работе? Нет, они все равно будут иметь место, поскольку дале­ко не все взрослые готовы к такой коммуникативно-интенсив­ной, эмоционально и интеллектуально насыщенной форме учебы. Но нужно определить истоки негативной оценки, а для этого пре­подаватель должен проанализировать занятость и эмоциональное состояние недовольного участника. Был ли он принят в группо- в Ую работу? Не проявлялась ли агрессия по отношению к нему (его высказыванию) со стороны коллег, самого педагога? Соот­ветствовал ли подбор содержания учебного задания профессио­нальным интересам и возможностям участников?

При рефлексивном оценивании занятия важна совместная ра­бота слушателей (обучающихся) и преподавателей. Только при этом условии можно рассматривать рефлексию не как контроль со сто­роны, а как самооценку в целях профессионального роста и со­вершенствования .

О чем еще нужно помнить на этапе рефлексии? Обучающиеся к концу занятия или дня уже устают, внимание рассеивается, по­этому часто бывает так, что группа выслушивает реплики первых трех-четырех человек, а затем кто-то из участников отключается, кто-то начинает переговариваться и т.д. Преподаватель должен привлечь внимание обучающихся, потому что такой шум может служить для говорящего сигналом, что его мнение не очень инте­ресно и значимо для окружающих. В этой ситуации стоит напом­нить о принятых правилах работы группы.

Завершает этап рефлексии всегда преподаватель, и он, кроме конструктивной критики, не должен скупиться на позитивные оценки, добрые слова и выражения: «Вы меня очень обрадовали», «Я многому у вас научилась!», «Благодарю за занятие» и т.п.

Приведем примеры некоторых техник проведения экспресс-рефлексии (более подробно о техниках получения об­ратной связи см. главу 8).

«Синквейн» (пятистрочие)

На маленьком листочке бумаги участникам предлагается заполнить 5 строчек:

1-я строка — одно имя существительное (можно написать произвольно, но чаще задается преподавателем);

2-я строка — два прилагательных (выражающих ассоциации относитель­но понятия, обозначенного существительным);

3-я строка — три глагола;

4-я строка — предложение;

5-я строка — заключительное слово или фраза.

Содержание 2-5-й строк должно соответствовать по смыслу слову на 1-й строке, например:

2. Плодотворный, насыщенный. .,

3. Увлекает, проблематизирует, заставляет задуматься.

4. За этот день я узнала много нового о себе и своих коллегах.

5. Спасибо всем (Хорошо, что все дни такие разные).

Предварительные итоги

По истечении трети или половины всего времени семинара участники собираются вместе.

Проделанная работа анализируется по аспектам, которые определяют­ся предварительно (о методах анализа см. раздел 5.3). Могут быть предложены, например, следующие вопросы: – Чему я уже научился(лась)?

– Какие у меня остались вопросы?

– На что обязательно нужно обратить внимание в ближайшее время?

– До сих пор я чувствовал(а) себя на этом семинаре.

Затем результаты выносятся на общее обсуждение. Важнейшие мнения о проделанной работе и высказанные пожелания относительно дальней­ших занятий фиксируются, если с ними согласны все участники. Заплани­рованные вопросы программы исследуются на предмет их соответствия вы­сказанным участниками интересным предложениям. Нужно выяснить, есть ли пункты, которые можно изменить для более полного соответствия семи­нара требованиям группы, а также определить, что поможет ликвидировать помехи и препятствия в работе.

– при вовлечении участников с их представлениями и опытом в форми­
рование программы возрастает их собственное чувство ответственности за
обучение;

– семинар становится не просто формальным выполнением обязанно­
сти, но способствует удовлетворению интересов его участников.

Читать еще:  Не работает брелок сигнализации старлайн а91
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector