Autoexpertion.ru

Рециркуляция воздуха в автомобиле ваз 2110

19. Система отопления и вентиляции

Описание конструкции

Воздуховоды отопителя и детали управления

1 – воздуховоды обогрева задней части салона
2 – облицовка тоннеля пола
3 – воздуховоды обогрева ног
4 – центральные сопла вентиляции салона
5 – боковые сопла вентиляции салона
6 – сопла обогрева стекол передних дверей

7 – рычаг управления системой отопления салона
8 – корпус воздухораспределителя
9 – заслонка обогрева ног
10 – заслонка обогрева ветрового стекла
11 – отопитель

1 – электропневматический клапан
2 – передний корпус воздухозаборника отопителя
3 – водоотражательный щиток воздухозаборника
4 – клапан управления заслонкой рециркуляции
5 – заслонка рециркуляции воздухозаборника
6 – задний корпус воздухозаборника отопителя
7 – заслонка канала отопителя
8 – заслонка управления отопителем
9 – радиатор
10 – кожух радиатора отопителя

11 – штуцер пароотводящего шланга
12 – штуцер подводящего шланга
13 – штуцер отводящего шланга
14 – электродвигатель отопителя с вентилятором
15 – корпус электродвигателя
16 – опорная площадка рычага привода заслонки управления отопителем
17 – рычаг привода заслонки управления отопителем
18 – микромоторедуктор привода заслонки
19 – резистор
20 – крышка кожуха отопителя

Вентиляция салона – приточно-вытяжная: воздух подается в салон через отверстия в накладке ветрового окна (самопроизвольно – при движении автомобиля, или принудительно – при работе вентилятора отопителя) и выходит через щели между обивками и внутренними панелями дверей и далее через отверстия в торцах дверей. В этих отверстиях установлены клапаны, пропускающие воздух наружу, но препятствующие его поступлению внутрь автомобиля. Такая конструкция улучшает теплоизоляцию салона.

Поступающий в салон воздух при необходимости подогревается, проходя через радиатор отопителя, и распределяется в соответствии с положением рукоятки управления потоками воздуха. Основная часть воздуха направляется на ветровое стекло и – через перекрываемые заслонками дефлекторы – к боковым стеклам и в центральную часть салона. Также воздух подается к ногам водителя и сидящего впереди пассажира через две пары дефлекторов (одна пара – на уровне коленей, другая – у пола) и к ногам задних пассажиров через накладку на тоннеле пола и два воздуховода под передними сиденьями.

Для ускорения прогрева салона и предотвращения поступления в салон наружного воздуха (при пересечении загазованных, задымленных, запыленных участков дороги) служит система рециркуляции воздуха. При утапливании кнопки рециркуляции (на панели приборов) открывается электропневмоклапан, и под действием разрежения во впускном трубопроводе заслонка системы рециркуляции перекрывает доступ наружного воздуха в салон автомобиля. Таким образом, работа системы рециркуляции возможна только при работающем двигателе. При этом, если вентилятор включен, воздух в салоне продолжает циркулировать, проходя по воздуховодам отопителя.

Вентилятор имеет три режима работы: малая скорость, средняя и автоматический ее выбор (определяется блоком управления). Электродвигатель вентилятора – коллекторный, постоянного тока, с возбуждением от постоянных магнитов. Потребляемая сила тока при максимальной частоте вращения – 14 А. В зависимости от выбранной скорости электродвигатель подключается к бортовой сети автомобиля напрямую (максимальная скорость) или через дополнительный резистор. Последний имеет две спирали сопротивлением 0,23 Ом и 0,82 Ом. Если в цепь включены обе спирали, вентилятор вращается на малой скорости, если только одна (0,23 Ом) – на средней.

Не рекомендуется спрессовывать колесо вентилятора с вала электродвигателя – можно нарушить балансировку. Электродвигатель ремонту не подлежит (за исключением зачистки коллектора), при выходе из строя его следует заменить в сборе с колесом вентилятора.

Радиатор отопителя установлен под панелью приборов горизонтально в пластмассовом кожухе и состоит из двух пластмассовых бачков (левый – с пароотводным штуцером) и двух рядов алюминиевых трубок с напрессованными пластинами. В зависимости от положения заслонок через радиатор проходит часть забираемого воздуха (в крайних положениях заслонок проходит весь воздух или не проходит вообще), остальная же его часть минует радиатор. В отличие от прежних моделей ВАЗа, здесь отсутствует кран, перекрывающий поток охлаждающей жидкости, таким образом, при работающем двигателе радиатор отопителя всегда нагрет. Такая конструкция обеспечивает малую инерционность системы (заданная температура воздуха достигается быстрее) и отсутствие протечек, связанных с негерметичностью крана.

Управление отопителем осуществляется по командам от электронного блока управления. Температура воздуха в салоне задается установкой ручки контроллера (задатчика температуры) на соответствующее деление шкалы (от 16°С до 30°С, с интервалом 2°С). Блок считывает информацию о температуре в салоне с датчика температуры, расположенного на потолке и снабженного микровентилятором. Затем – в зависимости от разницы температур – он включает микромотор, управляющий заслонками отопителя, и выбирает скорость вращения вентилятора, если ручка управления вентилятором установлена в положение “А”. Микромотор снабжен датчиком положения заслонки отопителя (кольцевой резистор). Сигнал от датчика поступает на блок управления, который отключает микромотор, как только заслонка достигнет заданного положения.

Для точной настройки блока управления на нем имеется подстроечный винт. Чтобы проверить точность регулирования температуры, закройте все двери и окна, поместите контрольный термометр рядом с температурным датчиком, ручку управления вентилятором поставьте в положение А, а задатчик температуры – на 2°С выше температуры в салоне, измеренной термометром. Если через 15 минут фактическая температура в салоне не будет соответствовать заданной, извлеките контроллер из гнезда и поверните регулировочный винт по часовой стрелке – для увеличения температуры и против – для уменьшения. После регулировки снова проверьте работу блока управления.

Блок управления, температурный датчик с микровентилятором, микромотор и датчик положения заслонки отопителя неремонтопригодны и при выходе из строя должны заменяться новыми.

« предыдущая страница
18.6. Уход за салоном
^
к оглавлению
следующая страница »
19.1. Описание конструкции

Copyright © 2007-2020 Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их владельцев.

Тюнинг и ремонт ВАЗ 2110

Отопительные воздуховоды и системы управления

1 – воздуховоды благодаря которым обдувается задняя часть авто
2 – обшивка на тоннель
3 – воздуховоды, по которым воздух идет на ноги
4 – данное сопло прогревает центр авто.
5 – боковой обогрев
6 – обогрев боковых передних окон
7 – система управления отоплением
8 – воздухораспределительный корпус
9 – заслонка на подаче обдува ног
10 – заслонка для обдува лобового стекла
11 – печка.

Из чего состоит печка ВАЗ 2110?

  1. электропневматического клапана
  2. переднего корпуса воздухозаборника печки
  3. водоотражательного щитка воздухозаборника
  4. клапана управления заслонки рециркуляции
  5. заслонки рециркуляции воздухозаборника
  6. заднего корпуса воздухозаборника отопителя
  7. заслонки канала печки
  8. заслонки управления отоплением
  9. радиатора
  10. кожуха радиатора печки
  11. штуцера, под пароотводящий шланг
  12. штуцера, под подводящий шланг
  13. штуцера, под отводящий шланг
  14. электродвигателя печки + вентилятор
  15. корпуса электродвигателя
  16. опорной площадки управления заслонкой печки
  17. рычага привода заслонки управления печки
  18. микромоторедуктора привода заслонки
  19. резистора
  20. крышки кожуха печки

В автомобиле ВАЗ 2110 используется приточно-вытяжная система вентиляции салона. Схема отопления такова: на накладках лобового стекла есть отверстия, сквозь них и подается поток воздуха в салон, либо самопроизвольно (когда автомобиль в движении), либо принудительно (используя вентилятор печки). А лишний воздух покидает салон сквозь внутренние панели дверей, отверстия в дверях и щели между обшивками. Отверстия на дверях снабжены клапанами, благодаря которым воздух покидает салон, а снаружи воздух в салон не поступает. Благодаря этому улучшена теплоизоляция салона.

Поток воздуха следующий внутрь авто при надобности проходит нагрев, это происходит благодаря его проходу через радиатор печки ваз 2110. Когда воздух нагрет он распределяется по тем частям салона, задвижки на сопла которых открыты рычагами управления отопления.

В основном больший поток идет на обдув лобового стекла и боковые стекла (в зависимости от открытия заслонки). На следующем месте по обдуваемости идет центр салона ВАЗ 2110. И остальной поток, если открыты задвижки распределяется на ноги тех, кто сидит на передних сидениях ( по 2 воздуховода: на колени и на основание пола) и на ноги задних пассажиров (дефлекторы под передними седениями).

Чтобы ускорить процесс прогрева салона ВАЗ 2110 или избежать попаданию в салон воздуха из вне – утопите кнопку рециркуляции. Откроется электропневмоклапан (только при заведенном авто) и доступ воздуха снаружи будет перекрыт. Если печка у вас включена при этом, то воздух в салоне будет продолжать циркуляцию через воздуховоды.

В более старых моделях ваз 2110 имеется 3 скорости работы потока воздуха отопления, в новых их четыре, от самой слабой, до сильной.

Отопитель салона ВАЗ 2110 имеет в себе коллекторный электродвигатель вентилятора, с постоянным током и возбуждением от постоянных магнитов. 14 А – это максимальная потребляемая сила тока (при самых высоких оборотах). Если включена максимальная скорость потока воздуха, то электродвигатель подключен к питанию авто напрямую, если же скоростью меньше, то напряжение подается через сопротивление (резистор). В более старых моделях ваз – это 0,82 Ом и 0,23 Ом.

Не стоит снимать колесо с вала вентилятора, так как существует возможность нарушения балансировки, а электродвигатель ВАЗ 2110 ремонту не подлежит. При его поломке следует произвести замену на новый (который идет в сборе вместе с колесом вентилятора).

Под приборкой авто находится радиатор, он закрыт пластмассовым кожухом. В его состав входит 2 бочка и 2 ряда трубок из алюминия, на которые напрессованы пластины. От того какую температуру вы выбрали на рычаге управления зависит количество воздуха проходящее через радиатор. При включении крайнего положения поток воздуха идущий в салон либо проходит весь через радиатор, либо не проходит совсем.

Отличием отопителя старых моделей ваз являлось то, что там можно было перекрыть поток на радиатор печки охлаждающей жидкости. Таким образом на данный момент в ВАЗ 2110 при заведенном двигателе радиатор печки всегда будет горячим. Благодаря такому методу удалось устранить вечно протекающее место охлаждающей жидкости – кран. Плюс достигнуть нужной температуры воздуха в салоне стало быстрее, благодаря малой инерционности.

Управлять системой отопления салона ВАЗ 2110 очень просто. Это происходит за счет электронного блока. Здесь мы можем увидеть шкалу температур от

16°С до 30°С. С датчика температуры салона передаются показания в блок управления и в зависимости от разности температур (выставленной на блоке и которая сейчас в салоне) он управляет заслонками печки с помощью микромотора. На данном микромоторе есть датчик положения заслонки, показания от датчика передаются на блок управления, и когда заслонка достигает нужного положения блок управления отключаем микромотор.

Есть возможность проверить температурный датчик, для этого:

  • закрепите термометр для окружающей температуры рядом с датчиком температуры.
  • ручка управления должна стоять на положении А, а температуру поставьте больше на 2 градуса, чем сейчас в салоне (измерите градусником).
  • заведите авто.
  • закройте авто (окна и двери).

Если по истечению 14-16 минут температура на градуснике не соответствует заданной на блоке управления, то достаньте контроллер из гнезда и проверните регулировочный болт против часовой стрелки, если температура на градуснике была выше нормы, и по часовой стрелке – если ниже. После поправок, проведите проверку заново.

При выходе из строя температурного датчика с микровентидятором, датчика положения заслонки отопителя и микромотора замените на новые.

Отопление и вентиляция

ВНИМАНИЕ! В вариантном исполнении автомобиль может комплектоваться либо отопительно-вентиляционной, либо климатической установкой.

Отопительно-вентиляционная установка автомобиля предназначена для создания в салоне комфортной температуры воздуха, заданное значение которой поддерживается контроллером 10 (см. рис. 38) системы автоматического управления отопителем (САУО). Однако она не может обеспечить в салоне температуру ниже, чем имеет наружный воздух.

В вариантном исполнении в отопительно-вентиляционной установке имеется воздушный фильтр. Воздушный фильтр расположен в коробке воздухозаборника и предназначен для очистки воздуха, поступающего в салон автомобиля, от пыли, цветочной пыльцы, копоти и мелких насекомых.

Замена фильтра производится на аттестованных ПССС через каждые 15 000 км (при эксплуатации по запыленным дорогам – по необходимости). Не рекомендуется эксплуатация автомобиля без воздушного фильтра.

ВНИМАНИЕ! Правильное пользование органами управления отопительно-вентиляционной установкой в соответствии с изложенными ниже рекомендациями позволяет повысить безопасность движения за счет быстрой очистки стекол от снега и льда, а также устранения их запотевания. Помните – быстрая очистка стекол и наиболее эффективное отопление салона возможны только при полностью прогретом двигателе!

Элементы управления

Ручка 16 служит для задания желаемой температуры воздуха в салоне. С этой целью ручку 16 необходимо установить напротив соответствующего цифрового значения от «16» до «28» шкалы 17, обозначающей температуру в градусах по Цельсию. В указанном диапазоне температура воздуха в салоне будет поддерживаться автоматически в пределах производительности отопителя и установленного допуска. При изменении скорости работы вентилятора или его выключении автоматический режим работы системы сохраняется.

В крайних положениях ручки 16, обозначенных на шкале 17 синей и красной точками, обеспечивается подача соответственно воздуха без подогрева или максимально нагретого. Регулировка температуры при этом не осуществляется.

Переключатель 15 служит для управления вентилятором отопительно-вентиляционной установки. Объем воздуха, подаваемого в салон, регулируется переключением скоростей вентилятора. Количество скоростей работы вентилятора – три, в вариантном исполнении – четыре, первая – минимальная, третья или четвертая – максимальная. В позиции переключателя «0» вентилятор не работает, подачи свежего воздуха в салон нет.

ВНИМАНИЕ! При движении автомобиля всегда должен быть включен вентилятор отопителя как минимум на первую скорость для создания в салоне избыточного давления (для исключения попадания пыли и грязи через неплотности кузова), а также чтобы избежать запотевания стекол.

В положении «А» переключателя 15 система автоматического управления САУО с целью обеспечения заданной температуры и ускорения прогрева воздуха в салоне автоматически выбирает одну из двух скоростей вентилятора, соответствующих положениям «1» и «2» на шкале 14.

Рычаг 9 управления воздушными заслонками служит для распределения подачи воздуха. Если рычаг 9 установлен напротив пиктограммы , поток воздуха направляется на ветровое стекло через сопла 11, 21 и на стекла передних дверей через сопла 1, а также, частично, через сопла 2. При установке рычага 9 напротив пиктограммы , воздух поступает в нижнюю часть салона (в зоны ног водителя и пассажиров) через сопла 12, 13. При этом небольшая часть воздуха подается через сопла 1, 2, 11 и 21 в верхнюю часть салона. Если рычаг 9 установлен напротив пиктограммы , воздух направляется в верхнюю часть салона через сопла 2, 7 и, частично, на ветровое стекло через сопла 11, 21.

Кнопка 8 (устанавливается в вариантном исполнении) служит для включения режима рециркуляции воздуха. При нажатии кнопки 8 прекращается поступление наружного воздуха в отопительно-вентиляционную установку и происходит забор воздуха из салона. Использование режима рециркуляции предотвращает попадание в салон неприятных запахов, например, при движении в дорожной пробке или в тоннеле.

ВНИМАНИЕ! Режим рециркуляции может быть включен только на короткое время, так как при этом свежий воздух в салон не поступает, и стекла могут запотевать.

Автомобили, на которых система рециркуляции воздуха не установлена, оборудованы воздушным фильтром.

Сопла 2 и 6 могут быть по отдельности открыты или закрыты. Для закрытия сопла необходимо сдвинуть до упора вправо соответствующий рычажок 3 или 7. Перемещением рычажков 3 или 7 влево-вправо, а также вверх-вниз можно изменять направление потока воздуха соответственно в горизонтальной или вертикальной плоскостях.

Сопла 21 служат для предотвращения от запотевания нижней части ветрового стекла.

Кнопка 5 служит для включения обогрева заднего стекла в случае его запотевания или обмерзания. При включенном обогреве контрольная лампа 4 загорается оранжевым светом. Для выключения обогрева нажмите кнопку 5 повторно.

ВНИМАНИЕ! Для обеспечения эффективного обогрева задней части салона не загораживайте сопла 13, расположенные под передними сиденьями.

Вентиляция салона

Для осуществления вентиляции салона (подачи в него неподогретого свежего воздуха) необходимо установить органы управления отопительно-вентиляционной установкой в следующее положение:

  • ручку 16 поверните против часовой стрелки до упора (синяя точка на шкале 17). (В большинстве случаев достаточно оставить рукоятку 16 на желаемом значении температуры по шкале 17, контроллер будет удерживать заслонку полностью закрытой до достижения заданной температуры в салоне);
  • сопла 2 и 6 откройте, рекомендуемое положение рычажков 3 и 7 – крайнее верхнее;
  • рычаг 9 установите в положение ;
  • переключатель 15 поставьте на желаемую скорость;
  • при запотевании ветрового стекла поставьте рычаг 9 в положение .

Предотвращение запотевания стекол

При высокой влажности воздуха, например во время дождя, окна автомобиля могут запотевать. Для предотвращения запотевания ветрового стекла и стекол передних дверей необходимо сделать следующее:

  • ручку 16 установите на желаемый уровень подогрева воздуха;
  • рычаг 9 установите в положение ;
  • переключатель 15 поставьте на максимальную скорость;
  • дополнительно через сопла 2 можно направить подогретый воздух на стекла передних дверей, для этого необходимо лопатки 19 сориентировать в крайнее верхнее положение, а заслонки 20 – в центральную часть стекол передних дверей, центральные сопла закройте.

При высокой влажности воздуха, особенно в экстремальных условиях ливневых дождей затяжного характера, окна автомобиля могут запотевать. Для предотвращения запотевания ветрового и стекол передних дверей при этих условиях необходимо сделать следующее:

  • ручку 16 установить по часовой стрелке в положение «20. 24»;
  • рычаг 9 установите в положение ;
  • переключатель 15 поставить на вторую скорость.

Очистка стекол от снега и льда

Для быстрой очистки ветрового стекла и стекол передних дверей от снега и льда рекомендуется установить органы управления в следующие положения:

  • ручку 16 поверните по часовой стрелке до упора (красная точка на шкале 17). (В большинстве случаев достаточно оставить рукоятку 16 на желаемом значении температуры по шкале 17, контроллер будет удерживать заслонку полностью открытой до достижения заданной температуры в салоне – к этому времени стекла очистятся);
  • рычаг 9 установите в положение ;
  • переключатель 15 поставьте на максимальную скорость;
  • через сопла 2 направьте поток воздуха на стекла передних дверей (см. выше), центральные сопла закройте.

Быстрый прогрев салона и обеспечение комфортной температуры воздуха в салоне

  • установите ручку 16 на желаемое значение температуры по шкале 17;
  • переключатель 15 поставьте в положение «А» или «2» (в вариантном исполнении). Для увеличения производительности или предотвращения запотевания стекол рекомендуется использовать максимальную скорость вентилятора;
  • рычагом 9 установите желаемое распределение потока воздуха;
  • боковые сопла 2 откройте, центральные сопла 6 закройте.

САУО обеспечит прогрев салона до заданной температуры с максимальной скоростью и поддержание температуры на заданном уровне в пределах производительности отопителя и установленного допуска.

ВНИМАНИЕ! Чтобы обеспечить эффективную работу отопительно-вентиляционной установки, регулярно очищайте от снега, льда и листьев отверстия для забора свежего воздуха, расположенные перед ветровым стеклом.

Не допускайте повышения влажности воздуха в салоне от испарения воды и снега с ковровых покрытий и резиновых ковриков, очищайте их своевременно. Содержите стекла автомобиля в чистоте, ведь на грязных стеклах задерживается больше влаги, увеличивается время их оттаивания.

Не загораживайте выходные отверстия использованного воздуха в задней обивке багажного отделения. На автомобилях LADA 110 не перекрывайте чем-либо щель между багажной полкой и задним стеклом, которая служит для удаления использованного воздуха.

При работе системы отопления в максимальном режиме не рекомендуется открывать окна.

Особенности управления климатической установкой

Климатическая установка обеспечивает как подогрев, так и охлаждение воздуха в салоне автомобиля. Работа кондиционера снижает не только температуру воздуха в салоне, но и его влажность, предотвращая тем самым запотевание стекол, особенно при высокой влажности наружного воздуха.

Для включения кондиционера при работающем двигателе и закрытых окнах нажмите кнопку 18, установите режим вентиляции. Для выключения кондиционера нажмите кнопку 18 повторно.

ВНИМАНИЕ! Кондиционер работает только при работающем двигателе при температуре наружного воздуха от +10°С и при включении вентилятора на одно из положений по шкале 14.

Чтобы установить желаемую температуру воздуха в салоне, как и при отоплении, поверните рукоятку 16: по часовой стрелке – теплее, против часовой стрелки – холоднее. Температура будет поддерживаться автоматически в пределах производительности климатической установки и установленного допуска.

ВНИМАНИЕ! В положении рычага 9 хотя бы одно из сопел 2 или 6 должно быть открытым, иначе теплообменник охлаждения воздуха может обледенеть.

Для ускорения охлаждения воздуха в салоне можно на короткое время включить режим рециркуляции, для чего необходимо нажать клавишу 8, при этом прекращается поступление наружного воздуха в климатическую установку и происходит забор воздуха из салона. Использование режима рециркуляции также предотвращает попадание в салон неприятных запахов, например, при движении в дорожной пробке или в тоннеле.

ВНИМАНИЕ! Режим рециркуляции может быть включен только на короткое время, так как при этом наружный воздух в салон не поступает, и стекла могут запотевать.

Экономичная эксплуатация климатической установки

Привод компрессора кондиционера осуществляется от двигателя, поэтому его работа в режиме охлаждения воздуха заметно влияет на расход топлива. Чтобы по возможности сократить время использования кондиционера, необходимо выполнять следующее.

Если под действием солнечного излучения салон автомобиля на стоянке сильно нагрелся, необходимо перед поездкой проветрить его, открыв на короткое время окна или двери.

Нельзя включать кондиционер, если во время движения открыты окна автомобиля.

Если комфортная температура воздуха внутри автомобиля может быть достигнута без включения холодильной установки, то лучше использовать режим вентиляции салона.

ВНИМАНИЕ! В воздухозаборнике системы отопления и вентиляции автомобилей семейства LADA 110 устанавливается воздушный фильтр.

При движении в условиях интенсивного ливня с включенным вентилятором отопителя возможно намокание фильтра, что приведет к подаче увлажненного воздуха в салон и к запотеванию стекол. Если необходимо продолжать движение в условиях ливня, следует протереть стекла, уменьшить скорость вентилятора и двигаться только при условии прозрачности стекол.

Как правило, при дождях средней интенсивности, характерных для территории РФ, проблем с запотеванием стекол не возникает.

После прекращения дождя высыхание фильтра в естественных условиях происходит через 2-3 часа, при работающем вентиляторе – через 30-40 минут. При высыхании фильтр полностью восстанавливает свою работоспособность.

Запотевание стекол при интенсивных ливнях не происходит на автомобилях, оборудованных климатической системой. Автомобили семейства LADA 110 с климатическими системами выпускаются АВТОВАЗом в соответствии с запросами рынка.

Ремонт и сервисное обслуживание автомобилей, двигателей и автоматических коробок передач

Детали системы отопления и вентиляции ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

Вентиляция салона автомобиля ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 – приточно-вытяжная: воздух подается в салон через отверстия в накладке ветрового окна (самопроизвольно – при движении, или принудительно – при работе вентилятора отопителя) и выходит через щели между обивками и внутренними панелями дверей и далее через отверстия в торцах дверей.

В этих отверстиях установлены клапаны, пропускающие воздух наружу, но препятствующие его поступлению внутрь автомобиля. Такая конструкция улучшает теплоизоляцию салона.

Рис.46. Воздуховоды отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и детали управления

1 – воздуховоды обогрева задней части салона; 2 – облицовка тоннеля пола; 3 – воздуховоды обогрева ног; 4 – центральные сопла вентиляции салона; 5 – боковые сопла вентиляции салона; 6 – сопла обогрева стекол передних дверей; 7 – рычаг управления системой отопления салона; 8 – корпус воздухораспределителя; 9 – заслонка обогрева ног; 10 – заслонка обогрева ветрового стекла; 11 – отопитель.

Поступающий в салон автомобиля ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 воздух при необходимости подогревается, проходя через радиатор отопителя, и распределяется в соответствии с положением рукоятки управления потоками воздуха.

Основная часть воздуха направляется на ветровое стекло и – через перекрываемые заслонками дефлекторы –к боковым стеклам и в центральную часть салона.

Также воздух подается к ногам водителя и сидящего впереди пассажира через две пары дефлекторов (одна пара – на уровне коленей, другая – у пола) и к ногам задних пассажиров через накладку на тоннеле пола и два воздуховода под передними сиденьями.

Для ускорения прогрева салона и предотвращения поступления в салон наружного воздуха (при пересечении загазованных, задымленных, запыленных участков дороги) служит система рециркуляции воздуха ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

При утапливании кнопки рециркуляции (на панели приборов) открывается электропневмоклапан, и под действием разрежения во впускном трубопроводе заслонка системы рециркуляции перекрывает доступ наружного воздуха в салон автомобиля.

Таким образом, работа системы рециркуляции возможна только при работающем двигателе. При этом, если вентилятор включен, воздух в салоне продолжает циркулировать, проходя по воздуховодам отопителя.

Рис.47. Запасные части отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

1 – электропневматический клапан; 2 – передний корпус воздухозаборника отопителя; 3 – водоотражательный щиток воздухозаборника; 4 – клапан управления заслонкой рециркуляции; 5 – заслонка рециркуляции воздухозаборника; 6 – задний корпус воздухозаборника отопителя; 7 – заслонка канала отопителя; 8 – заслонка управления отопителем; 9 – радиатор; 10 – кожух радиатора отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102; 11 – штуцер пароотводящего шланга; 12 – штуцер подводящего шланга; 13 – штуцер отводящего шланга; 14 – электродвигатель отопителя с вентилятором; 15 – корпус электродвигателя; 16 – опорная площадка рычага привода заслонки управления отопителем; 17 – рычаг привода заслонки управления отопителем; 18 – микромоторедуктор привода заслонки; 19 – резистор; 20 – крышка кожуха отопителя.

Вентилятор имеет три режима работы: малая скорость, средняя и автоматический ее выбор (определяется блоком управления). Электродвигатель вентилятора ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 – коллекторный, постоянного тока, с возбуждением от постоянных магнитов.

Потребляемая сила тока при максимальной частоте вращения – 14 А. В зависимости от выбранной скорости электродвигатель подключается к бортовой сети автомобиля напрямую (максимальная скорость) или через дополнительный резистор.

Последний имеет две спирали сопротивлением 0,23 Ом и 0,82 Ом. Если в цепь включены обе спирали, вентилятор вращается на малой скорости, если только одна (0,23 Ом) – на средней.

Не рекомендуется спрессовывать колесо вентилятора с вала электродвигателя – можно нарушить балансировку. Электродвигатель ремонту не подлежит (за исключением зачистки коллектора), при выходе из строя его следует заменить в сборе с колесом вентилятора.

Радиатор отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 установлен под панелью приборов горизонтально в пластмассовом кожухе и состоит из двух пластмассовых бачков (левый – с пароотводным штуцером) и двух рядов алюминиевых трубок с напрессованными пластинами.

В зависимости от положения заслонок через радиатор проходит часть забираемого воздуха (в крайних положениях заслонок проходит весь воздух или не проходит вообще), остальная же его часть минует радиатор.

В отличие от прежних моделей ВАЗ, здесь отсутствует кран, перекрывающий поток охлаждающей жидкости, таким образом, при работающем двигателе радиатор отопителя всегда нагрет.

Такая конструкция обеспечивает малую инерционность системы (заданная температура воздуха достигается быстрее) и отсутствие протечек, связанных с негерметичностью крана. Управление отопителем осуществляется по командам от электронного блока управления.

Температура воздуха в салоне ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 задается установкой ручки контроллера (задатчика температуры) на соответствующее деление шкалы (от 16°С до 30°С, с интервалом 2°С).

Блок считывает информацию о температуре в салоне с датчика температуры, расположенного на потолке и снабженного микровентилятором.

Затем – в зависимости от разницы температур – он включает микромотор, управляющий заслонками отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и выбирает скорость вращения вентилятора, если ручка управления вентилятором установлена в положение “А”. Микромотор снабжен датчиком положения заслонки отопителя (кольцевой резистор).

Сигнал от датчика поступает на блок управления, который отключает микромотор, как только заслонка достигнет заданного положения. Для точной настройки блока управления на нем имеется подстроечный винт.

Чтобы проверить точность регулирования температуры, закройте все двери и окна, поместите контрольный термометр рядом с температурным датчиком, ручку управления вентилятором поставьте в положение А, а задатчик температуры – на 2°С выше температуры в салоне, измеренной термометром.

Если через 15 минут фактическая температура в салоне ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 не будет соответствовать заданной, извлеките контроллер из гнезда и поверните регулировочный винт по часовой стрелке – для увеличения температуры и против – для уменьшения. После регулировки снова проверьте работу блока управления.

Блок управления, температурный датчик с микровентилятором, микромотор и датчик положения заслонки отопителя неремонтопригодны и при выходе из строя должны заменяться новыми.

Снятие корпуса воздухораспределителя системы отопления и вентиляции ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

– Поддев отверткой, извлекаем центральные сопла вентиляции салона.

– Отворачиваем два самореза крепления корпуса центральных сопл.

– Снимаем рукоятку рычага управления системой отопления ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

– Вынимаем корпус центральных сопл вентиляции и отсоединяем разъем от лампочки подсветки.

– Снимаем панель приборов и воздуховод обогрева ног.

– Отворачиваем саморезы крепления корпуса воздухораспределителя к панели приборов.

– Отсоединив тяги привода заслонок, снимаем корпус воздухораспределителя.

Демонтаж электродвигателя отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

– Снять электродвигатель отопителя можно, не демонтируя весь отопитель.

– Отсоединяем “минусовой” провод от аккумуляторной батареи.

– Снимаем накладку и облицовку ветрового окна, правую шумоизоляционную обивку и стеклоочиститель.

– Отсоединяем разъем “плюсового” провода электродвигателя отопителя ВАЗ-21102, ВАЗ-2110.

– Отворачиваем гайку и снимаем “минусовой” провод.

– Отстегиваем четыре скобы и, аккуратно отгибая крышку, вынимаем электродвигатель.

– Монтируя электродвигатель, добейтесь свободного, без задеваний за корпус, вращения колеса вентилятора.

Замена отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

– Отсоединяем “минусовой” провод от аккумуляторной батареи и сливаем охлаждающую жидкость.

– Снимаем облицовку и накладку ветрового окна, шумоизоляционную правую обивку моторного отсека, стеклоочиститель.

– Отсоединяем разъемы проводов электродвигателя, резистора и микромотора привода заслонки отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102, а также шланг от клапана управления заслонкой рециркуляции.

– Ослабляем хомут пароотводящей трубки отопителя и снимаем ее.

– Ослабляем хомуты шлангов отопителя и снимаем шланги.

– Снимаем панель приборов.

– Отворачиваем саморезы крепления корпуса отопителя к щитку передка: два верхних, один нижний, с правой стороны – один саморез под шумоизоляцией.

– Извлекаем отопитель ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 из моторного отсека.

– Отстегиваем четыре скобы верхнего крепления переднего кожуха отопителя, отворачиваем два самореза нижнего крепления.

– Снимаем кожух и вынимаем электродвигатель отопителя.

– Отстегиваем четыре скобы и отворачиваем четыре самореза крепления переднего корпуса воздухозаборника отопителя.

– Снимаем передний корпус воздухозаборника.

– Отстегнув две скобы, снимаем задний кожух отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

– Вынимаем радиатор отопителя и заслонку.

– Отворачиваем два самореза крепления крышки кожуха отопителя.

– Снимаем крышку и заслонку управления отопителем.

– Собираем отопитель в обратной последовательности, заменив поролоновые уплотнители радиатора отопителя.

Снятие мотора привода заслонки отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102

– Снимаем облицовку и накладку ветрового окна.

– Удобнее работать при снятом механизме стеклоочистителя.

– Отсоединяем расположенный за вакуумным усилителем разъем микромотора и разъем его потенциометра.

– Отворачиваем саморезы крепления корпуса отопителя к щитку передка: два верхних, один нижний, с правой стороны – один саморез под шумоизоляцией.

– Извлекаем отопитель ВАЗ-21102, ВАЗ-2110 из моторного отсека.

– Отстегиваем четыре скобы верхнего крепления переднего кожуха отопителя, отворачиваем два самореза нижнего крепления.

– Снимаем кожух и вынимаем электродвигатель отопителя.

– Отстегиваем четыре скобы и отворачиваем четыре самореза крепления переднего корпуса воздухозаборника отопителя.

– Снимаем передний корпус воздухозаборника.

– Отстегнув две скобы, снимаем задний кожух отопителя.

– Вынимаем радиатор отопителя ВАЗ-2110, ВАЗ-21102 и заслонку.

– Отворачиваем два самореза крепления крышки кожуха отопителя.

– Снимаем крышку и заслонку управления отопителем.

– Собираем отопитель в обратной последовательности, заменив поролоновые уплотнители радиатора отопителя и вынимаем микромотор привода заслонки отопителя.

– При монтаже мотора необходимо штифт его рычага ввести в прорезь рычага привода заслонки управления отопителем ВАЗ-2110, ВАЗ-21102.

– Если рычаг мотора повернут так, что сделать вышеуказанное не удается, подайте двумя проводами напряжение 12 В на контакты разъема электродвигателя (к разъему идут два желтых провода), чтобы рычаг принял нужное положение.

– Установив микромотор, проверяем движение рычага привода заслонки управления отопителем от крайнего верхнего до крайнего нижнего положений при повороте рукоятки задатчика температуры в салоне.

Читать еще:  Передняя панель газ 3110
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector